Рассказ- задача.

Подарок горного владыки.

   Огонь походного костра померк, остались одни ярко раскаленные угли. Горные разведчики давно уже были в сборе и, заканчивая ужин, обсуждали добычу  сегодняшнего дня. По обыкновению не хватало только Рудознатца. Каждый  из ребят считал знатоком своего дела, но с Рудознавцем никто из них тягаться не мог: толи он видел минералы сквозь землю, то ли он чуял их запах, то ли сам сказочный Владыка  Гор нарочно подбрасывал чудесные камни на его пути. Как всегда, Рудоносец вынырнул неожиданно, словно из под земли. Он потряс зелёным непрозрачным камнем, и его лицо сияло торжеством.

- Знатная добыча,- закричал он.

Камень пошёл из рук в руки.

- Что это такое?- недоумевали ребята.

Это одно из самых ценных сокровищ нашего седого Урала,- сказал Рудоносец. Над этим камнем трудился мой отец, мой дед и прадед. Вы видели в городском музее  драгоценную зелёную вазу? Это работа моего деда. А что это за вещество сами догадайтесь. Ш-ш-ш…

«Ш-ш-ш» на языке партии горных разведчиков означало: «Молчи и наблюдай». При этом возгласе каждый обязан, что бы он не делал, « обратиться в  зрение и слух». Рудознатец вытащил из кармана осколок зелёного камня и бросил на угли.  Пять пар приковались к костру.

- Ну!- произнёс Рудознатец.

- Как только камень упал на угли, он стал чернеть.  Должно быть сам обуглился,- начал один из разведчиков.

- Мне показалось.- продолжал другой разведчик.- что, когда камень начал чернеть, от него словно бы разливалась невидимая жидкость, от которой гасли окружающие камень угли.

- Дальше, коротко спросил Рудознатец.

- После того как камень совсем почернел, он начал краснеть, сказал третий разведчик.

- В каких местах? Спросил опять Рудознатец.

- Там, где он прикасается к раскалённым углям.

- Ещё что?

- Когда  покрасневший камень обдавала свежая струя воздуха, он опять почернел.

- Я понял,- крикнул Летописец ( он записывал происхождение  каждого минерала).

Как полагалось, ребята замерли. Летописец ж , не спеша разровнял песок и начертил следующие знаки:

⃝        ⃝     →    ⃝     + ⃝     +                  

- Ну, и что обозначают твои каракули?

- Друзья мои,- коротко сказал Летописец,-Это не каракули. Это химическая формула нашей новой находки. Она вам доскажет то, что вам не довелось увидеть своими глазами.

-Какая же это формула?- возмутились ребята.

- Друзья мои, те, кто из вас думают, что химические формулы  изобрёл Берцелиус, заблуждаются. Первым стал изображать состав сложных веществ через знаки Лавуазье. Только он в отличие от нас , не изображал цифрами количество атомов, а каждый элемент обозначал своим знаком. Некоторые знаки он заимствовал у алхимиков, а некоторые придумывал сам.

Вот смотрите: первый значок у нас, как зеркало с ручкой. Так алхимики изображали очень ценный металл, из которого в старину и в самом деле изготавливали зеркала.

 Теперь вам ясно?

- Ясно только то, что минерал состоит из четырёх химических элементов.

- Смотрим дальше. Что произошло с камнем, когда тот попал на угли?

Летописец взял палочку  и на песке появились новые записи:

⃝       +          →⃝ +                             

- Ну?

- Сложное вещество разложилось на какие три тоже сложных соединений.

-Так смотри дальше. Как вы, помните, почерневший камень начал краснеть. Это произошло потому, что… и новая запись появилась на песке:

⃝ +        → ⃝                         

- Вот и всё. Ясно? – закончил свою речь.

- Ясно,- воскликнул после небольшого молчания первый разведчик. Зеркало  с ручкой: ведь это металл, который окрашен…

-Ну, конечно, прервал второй разведчик. – А квадрат – тут и нечего думать.

- Ясно, ясно! – закричали все.

- Ну, друзья мои, если всё ясно, то вы сами понимаете теперь, какую ценность представляет наша находка.

- Теперь – спать. Завтра с утра - в поход, на разведку найденного нами месторождения.

 

 

 

 

Вопросы:

1.       Как же называется минерал?

2.       Какая химическая реакция произошла с ним, когда он попал на раскалённые угли?

3.       Что представляет чёрное вещество, в которое превращается минерал при нагревании?

4.       Что это за невидимая жидкость, от которой гасли угли?

5.       Почему чёрное вещество краснело при соприкосновении с раскалёнными углями?

6.       Почему красное вещество опять потемнело при обдувании его струёй воздуха?

7.        Что обозначает каждый знак?

 

 

Вопросы:

1.       Что представляют собой  полученные блестящие кристаллы?

2.       Как объясняется каждый из описанных в рассказе опытов?

3.       Какое отношение имеет блестящая соль к военному делу?

Рассказ- задача.

Повелитель огня.

         Ну разве они не восхитительны ? – воскликнул хозяин, любуясь, как ребёнок, своими блестящими кристаллами.

- Что же в них особенного?- возразил собеседник. – по виду обыкновенная соль..

Ах вот как!- шутливо рассердился хозяин. – По вашему это обыкновенная соль? Так обыщите все солёные озёра и моря, изройте все кратеры и вы не найдёте даже самого маленького кристалла. Ручаюсь, вам это не удастся.

Дело в том, что её нигде не существует. Нигде, только в этих четырёх стенах.

- Где же вы её добыли?- рассмеялся гость. – Не на Луне ли?

- Этой соли и там нет.

- Так на Солнце?

-Тем более.

- Может вам её прислал владыка ада с поручением произвести химический анализ?

- Там для неё чересчур жарко,- так же шутливо возразил хозяин.- Заметьте себе, моя соль жары не любит больше всего на свете.

-Как же она называется?

-Вот опять нелепый вопрос! Вы забыли, что до вчерашнего дня эта соль не существовала совсем. Как зовут ребёнка, который только что родился? Его ещё никак не зовут.

Мы её сами назовём вашим именем, если она окажется достойной этого.

 Между тем хозяин растирал кристаллы в ступке в порошок.

- Сейчас мы себя покажем,- приговаривал он.

Он вытащил банку и аккуратно положил на лист бумаги немного красного порошка и рядом с ней- кучку своей измельчённой соли.

- Вот так. Теперь внимание! Я осторожно, приподнимая то один уголок бумаги, то другой, смешиваю порошки. В данную минуту мои руки подвергаются опасности. Но, кажется, всё обошлось благополучно. Теперь я беру палочку, слегка тычу её концом в мою смесь. И…

Тут раздаётся страшный взрыв.

- Что у вас случилось? Я ничего не вижу и не слышу!- закричал ослеплённый и оглушённый гость.

-Сейчас это пройдёт,- успокоил  его хозяин,- можете открыть глаза и посмотреть на какие мелкие клочки раздробилась бумага, на которой лежала моя смесь.

Гость открыл глаза. Густой белый дым наполнял лабораторию. Там и здесь догорали остатки разбросанной взрывом смеси.

- Это моя вина,- объяснил хозяин.- Я немного ошибся. Красного порошка следовало взять меньше. Тогда этих огоньков не было бы.

-Впрочем, погодите , давайте  проведём ещё один опыт. Смешиваем свою соль с сахаром, на этот раз не боясь за свои пальцы. Теперь пододвиньте ко мне вон ту склянку с тяжёлой жидкостью. Конечно, вы догадываетесь , что это такое? Я смачиваю в неё кончик палочки и чуть прикасаюсь к своей смеси. Что? Разве не красиво?

Смесь от прикосновения мокрой палочки воспламенилась и горела с лёгким шипением какого-то необыкновенного бледно-фиолетового цвета.

-У каждого из нас есть любимые цвета. Какой у вас любимый цвет? Зелёный?

Он бросил в горящую смесь щепотку какого-то порошка, и вся лаборатория озарилась великолепным изумрудно- зелёным светом.

- Или по душе красный?

В пламя полетела щепотка другого порошка, и сквозь зелёное пламя вдруг начали пробиваться языки ярко- красного пламени.

- Да, действительно ваша соль уникальна и заслуживает чести носить ВАШЕ имя. Что же вы намерены делать с этой солью?- спросил гость.

-Я намерен строить пороховой завод. Что вы на это скажете?

- Судя по взрыву, который я видел… вспомните разорванную на клочки бумагу. Я боюсь, что ваши новые пороха  будут скорее разрывать дуло ружей, вместо того , чтобы выталкивать из него пулю.

- Посмотрим… посмотрим,- ворчал хозяин, безуспешно стараясь высечь огонь, чтобы зажечь свечу: уже вечерело.

- Ох уж эти кремни! Когда же мы отыщем волшебную  бутылочку, с помощью которой мы будем вызывать Дух огня одним мановением руки? Как вы думаете, не пригодится ли тут моя соль в смеси с красным порошком?

….Последняя попытка немцев вырваться из окружения была отбита. В нашем отряде всё закончилось без жертв. Ещё тяжело у всех дышали груди, а каждый старался вспомнить подробности боя, начиная с момента, когда взвились сигнальные- красные и зелёные- ракеты. Вдали ещё дымились в предрассветном тумане неподвижная громада вражеского танка, забросанного из нашей засады зажигательными бутылками. И тут, вдруг я вспомнил  почему-то старого учёного и его чудесную соль.

 

Рассказ- задача.

Чёрная магнезия.

 Опыт был давно закончен, но молодой химик никак не мог прийти в себя. Какой необыкновенный, какой поразительный результат! Дверь скрипнула, и кто-то вошёл.

- Фу! Фу! Что тут у вас творится? Пожалейте же, наконец, своего гостя. Вчера его чуть не вышвырнуло за окно взрывом, а сегодня вы решили его отравить, словно суслика, какими-то невыносимыми зловониями. Ох уж эти химики!

                Гость закашлялся, так как атмосфера в комнате была действительно убийственной.  Хозяин  радостно  встал навстречу.

-Кто  же виноват, что он так скверно пахнет?

- О ком же вы так говорите?- не  понял гость.

- Конечно, о моём новом замечательном газе! Глядите: вот он в этой  банке. Вот я опускаю в него запачканную тряпочку и…  Вы видите, видите, как она сразу побелела. Ведь  это изумительно!  Вы только подумайте, как ускорится теперь отбелка тканей!

- Если они только не пропахнут при этом,- недоверчиво заметил гость.- Ну, рассказывайте же, как случилось? Откуда взялась эта гадость?

- Вы не поверите: из морской кислоты. Я отнял у неё флогистон, и вы видите сами, что из неё получилось.

- Что вы говорите! Вы отняли от морской капусты флогистон? Каким же образом?

- С помощью черной магнезии.

Пока  речь шла о газах, гость сохранял спокойствие. Но как только на сцену появился минерал, гость вскочил с табурета.

-Как! Черная магнезия? Этот таинственный минерал,  который  мои друзья принимают за железную руду, хотя никому ещё не удалось выплавить из него ни грамма железа? Так он  способен отнимать  флогистон?  Во что же он сам превращается при этом? Уж не в розовые кристаллы, которые я вижу в вашей выпарительной чаше?

Хозяин весело кивнул головой.

- Розовые кристаллы! Розовые кристаллы! это что ещё за новость? Если бы чёрная магнезия была в самом деле железной рудой, кристаллы  были бы зелёные, если бы медной- синие, цинковой- бесцветные, кобальтовой или никелевой- красные или зелёные.  А они и в самом деле розовые!

 Гость  тряс чашку с кристаллами, понюхал и лаже лизнул их  и вдруг ни с того ни с сего рассердился.

Понимаете ли вы, что эти кристаллы поважнее ваших вонючих газов! Ведь они означают, что в чёрной магнезмм содержится новый металл! Скорее за дело. Давайте тигель и уголь. Где у вас печь?

- Да у меня нет тигля.

- У него нет тигля! Чтобы выплавить новый никем ещё не виданный металл, у него , оказывается нет тигля! Зато тигель уж, наверное, есть у вашего друга Гана. До свидания! Или я ничего не понимаю в минералах, или вы скоро услышите великую новость.

Через несколько дней пришла записка:

« Дорогой друг! Мои предвидения оправдались. Ган приглашает нас. Он долго бился, но наконец- таки выплавил из чёрной магнезии, смешав её с углём, королёк нового металла, который мы назвали магнезием.  У магнезии   замечательная способность сплавляться со всеми металлами, кроме ртути, в особенности же  с железом, и вы не можете себе представить, какой твёрдый и крепкий получается сплав. Какое великое событие для металлургии!  Ган приглашает вас: приходите и посмотрите сами».

 

                Описанный здесь опыт получения зловонного газа должен быть хорошо известен вам. Его результатом  было открытие двух новых элементов: металла и неметалла. Мы сохранили за ними и за всеми прочими упоминаемыми здесь веществами те названия, которые они носили в описываемое время. И самая обстановка открытия , и лица, участвовавшие в нём, не вымышленные- приблизительно так и случилось на самом деле.

 

Вопросы:

1.О какой химической реакции идёт речь?

2. Что представляет собой открытый химиком газ?

3. Как называется сейчас «морская кислота»?

4. Что представляет собой «чёрная магнезия»?

5. Как называется сейчас выплавленный из неё металл?

6.Что представляет собой розовые кристаллы?

Рассказ- задача.

Сказка про птичек- синичек.

                В нашем колхозе проживает Пётр Николаевич. Раньше он был учитилем в нашей школе, а теперь уж старик- инвалид. Обступили раз его ребята: « Пётр Николаевич, расскажите сказочку». «Ну что же, ладно. Вы просили сказочку, только сказочку особенную, сказочку- загадочку по химии. Слушайте же…

                За морем- океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, вот в этой длинной стране с коротким названием жили- были» птички- синички», и, наподобие всем известной курочки, несущей золотые яйца, несли они только золото.  И золото было не простое, а иное.  Несли они, несли, да и нанесли огромный преогромный клад.

                Лежал этот клад белоснежный, из-под песка на солнышке блистал, дожди его не мочили- их и не бывало в этой удивительной стране, только одно солнышко про него и знало. Но от людей разве что скроется на земле или под землёй? Наткнулись- таки на клад люди; какая тут между ними свалка пошла: кому тем кладом владеть. Много людей из ружей и пушек попалили, вот здесь-то и достался клад той самой длинной стране. Пошла по всему миру про него великая слава.

                 В ту пору ведь пушки –то уже были. А пушки, известно не мякиной заряжают. А ятобы порох для пушек делать, клад-то очень сподручным оказался. Вот приезжают из-за моря, из Европы, купцы: « Нельзя ли вашим добром наш корабль вашим добром нагрузить?»- « Что же можно. Только давайте взамен бочку золота».  Поладили, нагрузили корабль и поплыли домой.

                Пришёл корабль в порт.  Приходят на него генералы-адмиралы. Спустились в трюм, а там одна слякоть. Рассердились они . раскричались, ногами затопали, велели за борт вывалить  А капитан смотрел на это не торопясь та и  говорит:

- А за нами идёт ещё один корабль с этой самой дрянью. Много у вас работы будет.

                Генералы- адмиралы начали головы чесать. Убытки-то как бы с них не взыскались. И догадались пойти к самому главному химику за советом. Два кусочка клада, что были посуше , с собой прихватили.

-То ли это самое из чего порох делают?

Поглядел химик на кусочки.

-Обождите,- говорит,- сразу сказать ничего нельзя. Нужно химическую реакцию сделать.

                Высушил в жаровне кусочек. Угли- то зашипели, как змеи,да сразу добела раскалились. Химик и говорит:

- Для пороха пригодится.

Другой кусочек взял, подышал на него- стал сухой кусочек сразу мокрым. Подумал, подумал химик, да и говорит:

-Годится- то годится, только не у нас.

- А где  же?- спрашивают генералы- адмиралы - в таких странах где жарко и нет сырости,- отвечает химик.- А у нас такой порох враз отсыреет, и стрелять не будет.

- Что же нам делать?- спрашивают генералы- адмиралы.

- А вот что. Будет нам народ губить. Этот клад, что из-за моря везут, нужно в другое дело оборотить. Нужно его опять в землю закапать, и оборотиться он в пищу к людям.

- Нам это ни к чему,- говорят адмиралы,- пища она и есть пища. Пшенной кашей пушку не зарядишь. Нельзя ли такую реакцию придумать, чтобы  из клада сухой порох делать?

                 Крепко тут химик опять задумался. Думал, думал, таблицу вытаскивает: была у него таблица особенная, заветная. Вся-то таблица кривыми линиями исчерчена. Одни линии вверх да вверх ползут, ровно горы крутые, а другие понизу, словно ласточки слетаются. Сообразил химик, что ему надобно, да и говорит: «Жаль мне вас: понимаю сам, что вам, генералы, без войны жить никак нельзя. Ну, вот что. Велите из всех печей золу выгребать и из золы щёлок варить. Заморскую соль тоже в кипящей воде покрепче разведите да вместе с горячим щёлоком и слейте. Тут у вас в котле порошок, словно  мука, образуется Вы его не выбрасывайте, он тоже на дело пойдёт. Вам- то порошок этот ни к чему, а вот хозяйкам вашим он  куда как он будет полезен.

Жидкость же, не мешкая, с порошка слейте в другой котёл. Как она остынет она, малую крупицу того самого, из чего порох делается, в неё и бросьте. Тут вам всё и образуется.

                Обрадовались генералы- адмиралы, самый главный от радости даже со стула свалилися…»

« Ну и что же?»- не выдержали ребята.

« Всё так по слову химика и вышло»,- ответил Пётр Николаевич и глянул на часы.

« И вовсе не бывает такого военного знания: генералы- адмиралы», авторитетно заявили ребята.

« Ну, на счёт генералов- адмиралов не ручаюсь,- серьёзно возразил Пётр Николаевич.- А всё остальное было, ребятишки: и птички были, и заморский клад был. И долго этим кладом кормилась Европа».

Вопросы:

1.Что же это за клад  и в какой стране он находится?

2. Почему вещество, о котором в этой сказке идёт речь, на влажном воздухе отсыревает?

3. Почему от него ярко загораются угли?

4. Каково уравнение той  химической реакции, которую рекомендовал генералам- адмиралам химик?

5. Какие два вещества при этой реакции получаются?

6. Что за таблица, при помощи которой химик решил поставленную ему генералами- адмиралами задачу?

Рассказ- сказка

Соль из воздуха и воды.

                Наступление наших войск на занятую немцами деревню началось так внезапно, что немцы бежали, не успев ничего взорвав и поджечь. Наши сапёры обезвредили мины  и забрали с собой взрывчатку.

                Много месяцев спустя в подвале одного дома я с ребятами случайно  обнаружил  три ящика с каким-то  белым блестящим порошком . « Вот будет радость Серёже»- подумал я и, завязал в платок горсть этого порошка, побежал к своему приятелю. Дело в том, что Серёжа ещё до войны увлекался химией, завёл настоящую лабораторию и считался у нас большим знатоком своего дела. Уже  не раз в затруднительных случаях, когда требовался химический анализ, мы обращались к Серёже, и он всегда выручал нас. Я представлял себе, как он обрадуется такому счастливому случаю показать себя на деле.  

                Я постучал  в окно и Серёжа отворил мне.

- Получай подарок. Вот тебе.

- Что это такое?- удивился Серёжа.

-От немцев осталось, а что это такое- уж твоё дело.

-Понимаю,- вам нужен анализ. Будет сделано.

                 Он внимательно осмотрел кристаллы и осторожно лизнул их.

-Никак не могу отделаться от этой дурной привычки,- сказал он извиняющимся тоном и прибавил:

-Это какая-то соль, ручаюсь головой. Дело пустяковое.

-Но что за странный блеск?

Серёжа схватил лупу и сказал:

- Ясно. К соли примешан порошок какого-то металла.

Я оставил Серёжу наслаждаться своей химией и снова попал к нему только вечером.

                Он ходил из угла в угол по комнате и теребил свои вихри: это означает, что Серёжа чем-то озадачен и недоволен.

-Странно… Странно,- бормотал он.

- Готов анализ?- спросил я.

- Готов-то готов…- ответил он.

                Металл- дело ясное: вот он.

                Он показал мне бумажный кружок, середина которого была покрыта блестящим слоем.

-Серебро!- воскликнул я обрадованно, но Серёжа смерил меня с головы до ног уничтожающим взглядом.

Na OH

- Вот именно, что нет, - сказал он.- Разве ты не узнаёшь краску, которой окрашена арка в наш колхоз?  Единственный металл, который оставляет блеск и в порошке и который … Смотри!

                 Серёжа вытащил склянку, на которой был наклеен ярлык:

                 Он отлили из неё жидкость в пробирку  и бросил в неё щепотку металлического порошка с бумажки. Жидкость замутилась, забурлила, но вмиг вновь стала прозрачной, как вода.

- Итак, с металлом – дело ясное,- - повторил Серёжа, но соль…

- Понимаешь, я сам ничего не понимаю! Ведь всякая соль – это продукт замещения водорода  металлом в кислоте. И вот, представь себе никакого металла в кислоте не обнаружилось. Анализ я провёл по всем правилам. А расчёт химической формулы вещества по его уже известного процентного составу – уже совсем пустое дело. Преставляешь, какая у меня получилась чепуха.

                 Серёжа сунул мне листок  бумаги, весь исписанный вычислениями, в конце которых большими буквами было выведено:  H4O3N2.

                         -Что ты на это скажешь? Я уже начинаю думать, что Аристотель был прав, когда учил, что всё состоит из воздуха и воды. В данном случае так ведь и получается. Вдруг Серёжа остановился и прямо впился глазами в свою формулу.

-Из воздуха и воды… какой я чудак!- Серёжа изо всех сил хлопнул себя по лбу.- Вот смеха- то сейчас будет!

Он схватил горсть кристаллов и бросил их на раскалённую печь- времянку. Не понимая ещё, в чем дело, я смотрел, что же будет дальше. Загорится? Взорвётся немецкий «подарок»? Ничего подобного! Кристаллы просто исчезли, соприкасаясь с раскалённой плитой, словно их и не бывало. От них ну просто ничего не осталось! И вдруг я ощутил приступ какого-то необыкновенного веселья.

-Ха-ха-ха! Вот так здорово!

-Ха-ха-ха!- вторил мне Серёжа  -Теперь-то… Ха-ха-ха… понимаешь… ха-ха-ха… в чём дело?

                Я вскочил и в непонятом самому себе восторге запрыгал по комнате.

-Ха-ха-ха. Ничего… ха-ха-ха… не понимаю…

- Ну… ха-ха-ха… будет. Это опасное удовольствие…

                Серёжа полез на стул и открыл форточку. Постепенно мы успокоились.

-Так вот, Коля,- сказал  тогда  Серёжа торжественно.- Сколько там у вас этой соли?

- Да с тонну, не меньше.

- Так. Поздравляю. Для нашего колхоза это, видишь ли, настоящий клад.

Ведь здесь именно то, чего,- Серёжа  сделал выразительную паузу,- не хватает здешним почвам. Остаётся проверить…

 Серёжа, и  опять порылся в своих пузырьках, переставляя их с места  на место, и вытянул тот , на котором значилось: NaOH.

Не говоря ни слова, он бросил в пробирку остальные кристаллы таинственной соли, прилил жидкости из склянки и поднёс пробирку к носу.

- Всё в порядке, - сказал он.

                 Затем он порылся в папке, в которой он в течении многих лет собирал  газетные вырезки, касающие химии, и, пробежал глазами одну из них, прочитал вслух:

                « азот в сложении с капитализмом- война, разрушение, смерть. Азот в сложении с социализмом - высокие урожаи, высокая производительность труда, культура и благосостояние трудящихся».

Вопросы:

1.       Как же называется вещество оставленное немцами?

2.       Для каких целей оно ими предназначено?

3.       Какой общей характерной реакцией всех подобных ему веществ воспользовался Серёжа для проверки своего предложения?

4.       Как нужно понять приведенную  в конце рассказа выдержку?

5.       Какой металл содержится в немецкой смеси?

6.       К какому способу прибегнул Серёжа для выделения его из смеси? Откуда это видно?

Рассказ- задача

Жар из камня.

                Однажды  я и двое моих товарищей решили поохотиться на одном из островов и отправились к нему на лодке. Вскоре поднялся шторм. Лодку уносило всё дальше в море. Все сильно озябли. Вдруг в тумане показались очертания острова.

                 Мы быстро пристали к берегу и решили первым делом разжечь костёр, чтобы согреться и приготовить пищу. Ветер задувал его, и его , мы решили обложить костёр камнями: камни были мягкие. Белые и сильно пачкались. Но хотя топливо нам попались прекрасное, костёр начинал гаснуть, если мы его усиленно раздували. Все же совместными усилиями  мы разожгли сильный огонь, поужинали и заснули возле костра. На другое утро все сильно бранили дежурного Володю. Костёр потух, а спички куда-то пропали. Но я заявил, что и без огня берусь сварить яйца к завтраку. Для этого  я измельчил белые камни с той  стороны, где они соприкасались с огнём, положил в ямку, вырытую в земле. Измельчённые куски вперемешку с сырыми яйцами и полил их водой. Камни зашипели, повалил пар и через несколько минут яйца превосходно сварились!

Вопросы:

1.Что представлял собой минерал?

2. Что произошло с ним от жара костра?

3. Как объясняется действие воды на белые камни?